Нина ошарашено посмотрела на дочку. Такого она точно не ожидала.

– Ты хочешь меня бросить?

– Нет, мама, я хочу разобраться, что со мной не так. Ты вряд ли пойдешь на психотерапию, вряд ли захочешь заглянуть в недра своей души, но мне это жизненно необходимо. Я не хочу, как ты, до конца жизни ненавидеть Сергея и изводить свою дочку. Я хочу стать лучше, чище, свободней. Тебе я тоже этого желаю, но видя, как ты отчаянно не хочешь расстаться даже с кусочком металла на своем пальце, я понимаю, что скорее всего, это невозможно.

– Что ты прицепилась к этому кольцу?

– Мам, ты меня услышала? Ты меня поняла?

– Я против!

– Извини, но это мое решение. Твое мнение сейчас не учитывается. Я и так слишком долго тебя слушалась. Слишком долго, мама. Возможно, это не навсегда. Я ничего не обещаю, но в ближайшие недели или даже месяцы я не хочу тебя ни видеть, ни слышать! – уверенно сказала Жанна.

Ее матери показалось, будто земля разверзлась у нее под ногами, словно она падает куда-то, и не за что схватиться. Ей стало так больно и обидно. Родная дочка хочет вычеркнуть ее из своей жизни!

– Но Лизонька, моя внучка, она-то в чем виновата? Ты хочешь оставить ребенка сразу без отца и без бабушки?

– У моей дочери есть и будет отец, мама, не переживай за нас. А сейчас я прошу тебя, уходи. Мне больше нечего тебе сказать!

– Ты не меня должна ненавидеть, а своего отца и бывшего мужа! – почти с мольбой сказала ей мать.

– Я сама решу, кого мне любить, мама, а кого ненавидеть. Мне жаль, но тебе пора…

Нине ничего не оставалось, как подняться со стула и уйти из квартиры дочери с гордо поднятой головой. Как только за ней захлопнулась дверь, Жанна испытала такое облегчение, будто камень, который долгие годы висел на ее шее, наконец-то сброшен.

После развода с мужем она будто очнулась ото сна. Они сели вместе и спокойно поговорили, когда оба уже поняли, что нечего терять.

Жанна узнала о себе так много нового. Ей казалось, что она была хорошей женой, но Сергей считал совсем иначе. Выслушав его, она решила, что ей есть, о чем подумать.

Невольно она стала вспоминать свое детство, своего отца, анализировать. Тогда и поняла, что ей нужна помощь, чтобы во всем разобраться.

И ей помогли, ей стало легче. Она многое уже успела понять и переосмыслить. И самый сложный шаг в новой жизни она сделала именно сегодня.

Жанна поняла, что мама была тем камнем, который душил ее долгие годы. Ее злоба, ненависть, нежелание воспринимать других людей как отдельных личностей. Все это разрушало не только саму Нину, но и самых близких ей людей.

Жанна долго не могла решиться на этот шаг, пока не вспомнила, что сейчас у нее есть дочка, и теперь бабушка понемногу отравляет и жизнь Лизы. И будет отравлять снова и снова, ведь иначе она просто жить не умеет.

Решение было сложным, но правильным. Сделать это было непросто, но услышав, как за матерью закрылась дверь, Жанна испытала невероятное облегчение.

– Прости и прощай! – тихонько прошептала она и улыбнулась.