Обиды Светка принимала с молчаливой обречённостью: никогда не хамила в ответ, не толкалась и не мстила. На уроках она вела себя тише мыши и, конечно, всегда сидела одна. Если в классе не хватало мест, то вынужденный сидеть со Светкой ученик отодвигался на самый край стола и прочерчивал линию на парте, чтобы Светка не смела её пересекать. Ученик сидел с видом великого мученика, куксился, выпучивал в ужасе глаза, отворачивал от Светки лицо и демонстративно зажимал нос. Одноклассники прыскали в ладони. Если Светку вызывали к доске, то класс сопровождал её выход насмешками, фырканьем и унизительными выкриками. Многие учителя, надо отдать им должное, старались всячески это пресечь и обращались к Светке подчёркнуто ласково, они стыдили нас и ругали, но Светка, видя, с каким презрением и отвращением взирают на неё одноклассники, совершенно терялась у доски, начинала заикаться и молоть полную чепуху.
— Так, вспоминаем домашнее задание, – говорит географичка, поправляя очки, – Света, найди мне на карте Западно-Сибирскую равнину.
Глаза Светы разбежались от вида карты на доске. Она тыкнула наугад.
— Это Уральские горы, – холодно замечает учитель.
Класс взрывается от смеха.
Света суматошно начинает тыкать во всё подряд. Учитель сыпет названиями, далёкими от Западно-Сибирской равнины.
— Тибет! Нагорье Черского! Альпы! Прикаспийская змеиность, прошу прощения, низменность! Да Господи ты Боже мой! Чертков! Выходи к доске и покажи нам эту несчастную равнину! А ты садись… – разочарованно говорит она Свете. – Ставлю два.
Выходы к доске всегда заканчивались для Светы провалом, чего не скажешь о письменных работах. Училась она, как ни странно, вполне неплохо, перекатывалась с тройки на четвёрку, а двойки, полученные у доски, втихаря пересдавала после урока.
Я не издевался над ней, но смеялся вместе со всеми, поддаваясь каким-то животным инстинктам. Если человек слаб, его нужно клевать. Если человек не даёт отпор, его необходимо уничтожить. Белые вороны не должны обитать среди чёрных. Дети не хотят ничего понимать. Гнать её, гнать! Пусть улетает! Законы стада безжалостны, особенно в детской среде. Но куда от нас могла улететь Света? Ей некуда было лететь.
Начиная с седьмого класса Светка стала своими выходками давать ещё больше поводов для насмешек. В столовую она приходила с пакетиком. Если подавали пюре с котлетой, она съедала пюре и половину котлеты, а другую половинку складывала в пакет. Были дети, которые вообще не ели котлет или не доедали. Света нанизывала на вилку их объедки и тоже отправляла в пакетик.
— Поглядите! Собирает объедки для своих братиков! А что, Тупица, твоя помоечная мамка перестала находить для вас достаточное количество еды на свалке?
— Бомжиха! Бомжиха! Фу, не подходи ко мне, ты воняешь!
От неё шарахались в стороны. Один из задир неизменно начинал напевать:
“Идёт Тупицына-тупuца…”
— Да закрой ты рот уже, надоел! – однажды оборвал я одноклассника. По мере взросления в моём восприятии мира происходили изменения. Появлялось сочувствие и участие. Наверное, мозг переформатировался во взрослый.
— Лёх, да ты чего? Это же Светка!
В классе меня уважали. Я был высоким, занимался баскетболом, был капитаном команды. Мог навалять любому. Девчонки меня любили.
— А ничё! Поумнеть уже пора. Она вас не трогает, вот и не лезьте.
— Заступаться будешь за Тупицыну? Влюбился что-ли? – осмелился спросить один шпендрик, трусливый Мишка Ковш.
— Что ты сказал? – переспросил я и начал угрожающе разминать кулаки.
— Ничего.
— То-то же.
До конца года Светка продолжала собирать сосиски и котлеты, а одноклассники не уставали придумывать новые клички. Я не участвовал. И не заступался. Поймите, я не хотел позориться, не хотел быть не таким, как все. На последних двух уроках Светкины котлеты благоухали из рюкзака на весь класс и за это её ненавидели ещё сильнее.
Однажды мою тренировку после уроков отменили и я в одиночестве отправился домой. Впереди, шагах в тридцати от меня, плыла по дорожке Светка Тупицына. Она именно что плыла, до того мелкими и неуверенными были её шаги. Два перпендикулярных друг другу дома были соединены аркой. Арка открывала вход в наш двор. Света не пошла через арку. Она отправилась в заросли за домом, где пышным цветом распустились абрикосы и вишни. Я остановился у арки. Света скрылась за густыми ветками деревьев. Она шла в конец длинного пятиэтажного дома. Я стал красться за ней.
— Сейчас, сейчас, мои пушистики, подождите немножко, дайте хоть разверну! – услышал я её ласковый голос, по всей видимости, обращённый к животному. Я притаился за деревом позади неё. Светку обступили штук пять котов и два котёнка. Они беспокойно заюлили вокруг Светы и мяукали.
— Такие голодные, да? Мои же вы сладкие, такие вы хорошие, ну такие хорошие! Ой!
Один кот прыгнул к Свете на колени и она не удержала равновесие, села на землю.
— Завалил ты меня, проказник, ха-ха, вот я тебе, вот… – начала она его гладить. – Хи-хи-хи! Хороший ты мой, как хвостик трясётся от голода, давайте же я вас накормлю, слезай с меня, слезай, Мусик.
Светка развязала пакет с недоеденными котлетами и вывалила содержимое на асфальтированную, поросшую мхом дорожку под домом. Коты набросились на угощение. Так вот для чего она шла на все эти дополнительные унижения и жертвы! Клянусь, в тот момент моё сердце сжалось до боли в груди. Каким же ничтожеством ощутил я себя. Какими ничтожествами предстали передо мной все одноклассники! Я незаметно ушёл.
Когда на следующий день Света зашла в класс на первый урок, то сначала недоумённо застыла. За её партой сидел я. Вначале ребята думали, что я затеял какую-то шутку, поэтому в нетерпении потирали руки. Но я сказал:
— Привет, Света. Садись со мной. Ты же не против, если мы теперь будем сидеть вместе?
Она покраснела до кончиков ушей и робко присела рядом, стала раскладывать учебные принадлежности.
— Пс! Соколов! Лёха! – шепнул мне дружбан. – Ты не заболел? Зачем сел с этой вонючкой?
—Я здоров. И Света здорова. Это вы тут все больные, – ответил я, повышая голос с каждой буквой. – И если ещё хоть раз… Хоть одна свинья… Хоть пальцем её… Или кривое слово скажет… Мозги вышибу. Все поняли?!
Видели бы вы их лица! У них челюсти отвалились!
Я стал заступаться за неё и провожал домой. Мы подружились. Оказалось, что она была очень начитанной девочкой и нам было о чём поговорить. И, кстати, от неё совсем не воняло, более того, моя мама подарила ей свои старые духи и Света заблагоухала, как роза. И одежда на ней была хоть и бедная, но чистая – Света сама стирала её руками. А в восьмом классе она вообще стала одеваться как все, потому что летом устроилась подрабатывать в аптечную сеть, мыла там полы с шести до семи тридцати утра. Вскоре от неё отстала вся школа. Она осталась белой вороной, которую никто больше не трогал. После уроков мы с ней вместе подкармливали котов…
Она ушла после девятого. Окончила школу с одними пятёрками. Училась в нашем техникуме, а потом поступила в Питерский вуз. Она стала старшим научным сотрудником физфака, кафедра молекулярной физики. Её ничего не связывает с матерью и братьями – все они скатились, спились или погибли. А я же, думая о Свете, всегда вспоминаю ту девочку, которая подкармливала бродячих котов половинками школьных котлет.
Автор: Пойдём со мной