Только чуть дернулся мужик, но не повернулся. Голову наклонил, через плечо проговорил:
– Ошибся ты…Ступай, мил человек…
Но не ушёл Андрей. Говорит:
– Что ж ты делаешь… Мать ведь ждёт. Все глаза выплакала, Бога просит. Чтоб живой ты оказался…
Согнулся мужик ещё больше. Вдруг вилы воткнул резко, всем корпусом повернулся:
– Ждёт? … Зэка ждёт? …
Здесь и Алексей вступил:
– Сашка! … Я ж тебя сразу узнал, ещё тогда, когда корма разгружали… Любого она ждёт! Без рук, без ног, любого! А ты с руками-ногами, что ж ты прячешься? Ты ж нас учил, брат – не бойтесь ничего и никого! Может, мы потому и выжили, что твою науку помнили!
И Таня ждёт, тебя ждёт! А ведь сватались уже другие к ней!
Опустил голову Александр, а по лицу слёзы… Шагнул к ним.
Обнялись братья, все втроём обнялись и слёзы их смешались…
Рассказал Саша, что в бою ранили его, в плен попал. В Польше в концлагере был. Номер на руке так и остался… Всё пережил – голод, холод, побои, издевательства, работу непосильную… Бежать пытались, собаками их рвали, ноги все в шрамах. Били потом так, что лучше бы совсем убили… А как освободили их наши войска, в другой лагерь попал – в наш. Проверяли. Но отпустили. И ничего у него нет – ни паспорта, никакого другого документа, кроме справки об освобождении. Домой тянуло так, что сил не было! Издали, исподтишка видел всех – братьев, мать, Татьяну. Ночами подушку грыз. А признаться духу не хватало. Стыдно… Другие героями с войны пришли, а он…Если бы не подошли, не узнали – уехал бы куда подальше, чтобы душу себе не рвать…
…Мать решили потихоньку готовить. Сначала сказали, что вроде сведения есть, но неточно пока. Встрепенулась мать, ожила. Всё спрашивала, ну, когда точно-то известно будет? Жён подготовили, чтоб те Татьяне сказали и сами готовы были. А девятое мая приближалось. Мать стол накрыла, как всегда, рюмку поставила с водкой. Печальная была. Вот и опять праздник, а сына так и нет…
Собрались все, Андрей только задерживался. Ждали его.
И тут Алексей и говорит:
– Мама, а вы рюмку-то хлебом не накрывайте. И на тарелку не только огурец положите, а и капустки, картошечки… Гостя ждём…
Только хотела спросить – что за гость-то? Праздник семейный вроде…
И в эту минуту входит Андрей, а за ним – “гость”… Выбритый, в чистой одежде. Мария только Андрею выговорить хотела за опоздание, но вгляделась в “гостя”…
И ноги у неё подкосились…
– Са-аша! Сынок!
Сердце зашлось, плохо ей стало… Только невестки уж наготове были – и нашатырь приготовили, и капли сердечные. Татьяну-то тоже нужно отхаживать было…
… Не знаю, быль это или небылица. Правда или вымысел. Но я рассказала так, как услышала эту историю от немолодого уже человека,сына Александра и Татьяны. Который считает, что его отец – тоже герой, хотя и без орденов…
И мне очень хочется верить, что всё это – правда…
Автор: Елена_Полякова