Девочка росла и всё больше становилась похожей на свою мать. Но только внешне. Иногда Ирина угадывала в ней черты Ивана, тогда сердце наполнялось радостью.
Кто видел Ирину с Таней вместе, тут же замечали, что мама и дочь совершенно непохожи.
– Она в отца, – отвечала Ирина и старалась поскорее уйти.
Но кто знал Ивана, удивлённо вскидывали брови.
Так и жили до сегодняшнего дня…
***
Когда Таня пришла из школы, Ирина покормила её и сказала, что нужно поговорить.
– Ты бледная. Врач приходил? Что-то серьёзное у тебя нашли? – забеспокоилась дочь.
– Нет, я о другом хочу поговорить. В общем… – Ирина глубоко вздохнула, – ты мне не дочь, вернее, дочь, но не родная, не я рожала тебя.
– Ты что, мам, бредишь? – испугано спросила Таня.
– Сегодня приходила твоя настоящая мама, – бескровными губами выдавила Ирина и всё рассказала.
– Я бы никогда не сказала тебе. Но она пригрозила, что расскажет сама и… попросила денег. Много денег. Я решила, что лучше, чтобы ты узнала правду от меня.
– Она хочет забрать меня? – спросила задумчиво Таня.
– Нет. Я же говорю, она хочет денег за своё молчание. Шестнадцать лет назад она отдала тебя мне, а взамен попросила денег.
– И ты дала? – возмутилась дочь.
– Да. Она грозилась оставить тебя на улице, подкинуть в больницу, в детский дом отдать. Твой отец умер, а я осталась совершено одна. Он не дал ей сделать аборт, хотел после родов забрать тебя к нам. Да не успел сказать мне об этом.
– Вот почему я на тебя не похожа, – тихо проговорила Таня. – Я могу её увидеть?
– Она придет послезавтра, – безжизненным голосом ответила Ирина.
Таня ушла в свою комнату. Ирина не стала её догонять. Пусть побудет одна, подумает.
На следующий день Таня ушла в школу, ни слова не сказав Ирине. Сердце готово было разорваться в груди. Ирина пометалась по квартире, а потом позвонила другу Ивана.
Тот сначала отнекивался, а потом всё же дал Ирине адрес Зои. Оказывается, она раньше тоже работала на заводе. В отделе кадров остались её данные.
Хоть была ещё слаба, но Ирина сразу поехала к ней. Дом нашла быстро. Запыхавшись от быстрой ходьбы, волнения и болезненной слабости, она позвонила в дверь. Открыла бледная и растрёпанная Зоя с сигаретой во рту. От неё пахло алкоголем. Ирина не сразу узнала её без яркой косметики.
– Деньги принесла? – неприветливо спросила нахмурившаяся Зоя, застигнутая врасплох. – Как нашла меня? Давай деньги и уходи, нечего меня разглядывать, – грубо прохрипела она.
– Денег у меня нет. Пришла сказать, что я всё рассказала Тане. Не старайся больше шантажировать меня, – сказала Ирина.
– Ну и катись тогда…- Зоя грязно и витиевато выругалась.
Ирина отшатнулась, бросилась прочь.
Всю дорогу бежала, словно за ней гнались, думала, сказать или нет Тане. Не сомневалась, что та рано или поздно спросит про мать. Когда дочь пришла из школы, Ирина подала ей листок с адресом Зои.
– Там живёт твоя мама.
Таня постояла мгновение с листком в руках, нерешительно посмотрела на Ирину и… ушла. Ирина не остановила её, не удержала. «Пусть скорее это всё закончится. Я не смогу каждый день бояться и ждать, что Зоя придёт снова, что Таня будет спрашивать о ней… – думала Ирина, ломая пальцы и нервно расхаживая по квартире. – А если не вернётся?.. Вернётся. Зоя не просила увидеть дочку, не настаивала на встрече с ней, не грозилась забрать её. Ей нужны только деньги…» – от этой мысли Ирина успокоилась и стала ждать Таню.
Поздним вечером, когда она вся извелась, потеряла всякую надежду на возвращение дочери, та вошла в квартиру. Ирина выбежала к ней. Растерянная и зарёванная Таня стояла посреди прихожей.
– Танечка, что? – смогла выдохнуть Ирина и обняла дочь.
– Мам, она… Я не нужна ей. Она и отца не любила. Просто переспала с ним. А когда забеременела, решила с него деньги потребовать. И он давал, чтобы аборт не сделала. Мама, прости меня… – рыдала Таня в плечо Ирины.
– Ты меня прости. Я дала адрес, потому что знала, что ты всё равно захочешь её увидеть, будешь искать. Лучше я, лучше сразу… Я люблю тебя. Очень. Ты моя дочка, единственная и любимая. Не плачь. Она больше не придёт… – Успокаивал Ирина дочь, поглаживая её по спине.
– А если она придёт? – Таня отстранилась и посмотрела на Ирину.
– Зачем? Ты всё знаешь, и шантажировать меня ей больше нечем. Хотела бы вернуть тебя, пришла бы гораздо раньше. Пойдём пить чай…
Они до глубокой ночи разговаривали, обнявшись.
Ирина ещё долго вздрагивала от звонков, но Зоя больше не приходила. Что с ней стало, она не знала. А Таня окончила школу, поступила в институт и на последнем курсе вышла замуж. Даст Бог, скоро будут внуки.
Жизнь продолжалась, жизнь самых близких и родных людей – мамы и дочки.
«Не бывает в мире чужих людей! И чужих детей – поверьте мне – не бывает. Не бывает в мире плохих людей – бывают лишь те, о ком забывают»
Саша Ирбе
«Многие думают, что родить ребёнка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом»
Сэм Харрис
Автор: Живые страницы