Жизнь шла своим чередом, и какие бы тяжелые времена не были, Евдокия заботилась о дочке, всегда одевала её красиво, она умела хорошо шить на своей швейной машинке. Евдокия слыла хорошей портнихой, поэтому у неё всегда были заказы. Берегла каждую копейку. Дочку поднимала одна, а Николай и родственники и знать ничего не хотели о Насте. Но как бы там ни было, они никогда не нуждались, поесть всегда было, ей иногда вместо денег за шитье приносили продукты — яйца, овощи, молоко.
Когда Настя училась в шестом классе вдруг к Евдокии посватался Федор из соседнего села. У него оказывается умерла жена, а взрослый сын живет в городе.
— Евдокия, мы уже с тобой взрослые, чтобы гулять при луне, переходи с дочкой ко мне жить. Дом у меня добротный и живу я в достатке. Со мной тебе легче будет. Переходи, а. Одному мне как-то плохо живется, нужна рядом хозяйка, — уговаривал её Федор, приехав к ней на лошади.
Евдокия думала недели две, вновь возникали вопросы:
— А почему он меня выбрал? А в его селе нет разве женщин одиноких? — Но на свои вопросы ответа она не нашла и дала положительный ответ.
Федор вновь приехал на лошади, забрал её с дочкой, а дом свой она закрыла на замок. Замуж он ей не предлагал, просто жили и все. В этом доме прошло семь лет её жизни. Она привезла с собой швейную машинку и все шила и шила. Уже и сельские к ней все шли, у неё всегда были заказы. Вроде бы все ничего, но Федор оказался очень жадным. Это потом она уже поняла, почему он взял её из другой деревни. Здешние женщины его все знали. А он записывал каждую копейку, хоть и зарабатывала Евдокия.
Много сил и стараний вложила она в этот дом. Пошила новые занавески на окна и постельное белье, купила большой ковер на стену, а кроме того она очень хорошо пекла пироги и булки. Муж постоянно просил, чтобы она пекла ему побольше пирогов.
Но вдруг Евдокия заболела, почувствовала себя очень плохо, вновь заболели искалеченные ноги, увезли в больницу. Там она пролежала три недели. Когда вернулась домой, там её никто не ждал. Федор привел другую женщину в дом, а дочку Евдокии отправил к своей соседке, там она и жила.
— Пусть у тебя пока поживет эта Настька, пока её мать в больнице, мешается она мне под ногами, — только и сказал он.
Когда Евдокия спросила Федора:
— Зачем ты привел меня к себе в дом, мог бы сразу эту женщину привезти. А то я семь лет тут на тебя пахала.
— А я её раньше не знал, да и она сама меня выбрала и предложила вместе жить. А я не мог отказать, ты все равно больная. Что с тебя теперь взять, а мне нужна здоровая баба.
Евдокия забрала дочку у соседки, и её муж отвез их обратно в деревню на своей лошади, кстати на этой самой лошади и Федор за ней приезжал. Она не стала унижаться и скандалить, а зачем, если такой мужик этот Федор. Возможно и эта женщина у него ненадолго. Евдокия с дочкой вернулись в свой дом.
— Много лет прошло с момента этих событий, десятки лет как я уехала из деревни. Дочка выучилась в институте, вышла замуж и через некоторое время забрали с мужем меня к себе. Я вначале не хотела ехать. Ну зачем мешаться молодым, но они настаивали, особенно зять. Он у меня — золото. Я сидела с внуками, провожала в школу и встречала, кормила. Слава Богу, дети и внуки ко мне относятся с уважением, но несмотря на это, у меня в душе все-таки осталась обида на моих бывших мужей, — рассказывала Евдокия Никаноровна, а Вероника слушала с интересом.
Вероника думала о судьбе Евдокии, удивлялась и одновременно радовалась, что не все плохо сложилось у неё. Хоть вторая половина жизни оказалась благосклонна к ней.
— Я иногда плачу над своей той жизнью, когда вдруг нахлынут воспоминания. И оглядываясь назад, делаю вывод — в молодости мне не везло и, наверное, даже не потому что у меня есть изъян, хромота по жизни. Просто судьба моя такая.
— Зато судьба подарила вам дочь, которую вы воспитали достойно, и теперь она о вас заботится, это ли не счастье? — говорила соседка по купе.
Так и ехали Евдокия Никаноровна с Вероникой, а за разговорами время прошло незаметно.
Поздно вечером Вероника вышла на своей станции, а баба Дуся ехала дальше, ей еще почти сутки до дома, а там встретит её любимый зять.
Автор: Акварель жизни