О девушке писали, что она отдала жизнь за Родину. Раненой попала в руки фашистов, но осталась до конца верной советскому народу. Сочинялись стихотворения, печатались фотографии юной спортсменки с призывом:

“Взгляни, товарищ, на этот портрет!

Запомни, товарищ, это лицо! И отомсти!”

Маме Зои, которая до последнего ждала дочку, назначили пенсию.

О том, что героическая девушка жива, стало известно спустя два с половиной года. Оказалось, Зою отправили в лагерь для военнопленных под Оршей, где врач из числа узников смог её спасти. Однако борьба за жизнь проходила через бесконечные допросы и пытки, которыми занимались чаще всего полицаи…

По воспоминаниям женщины, “свои” были хуже немцев.

“Окружили её полицаи. Говоря на родном русском языке, а бьют, как озверелые фашисты. Не ожидала она восемнадцати лет от роду, чистая, преданная Родине девочка, что так повернется ее судьба. Может так далеко зайти предательство.

В штабе шла попойка. Немцы выслушали заранее придуманную “легенду”, поверили девушке. Даже накормили и угостили шоколадом. Отправили в лазарет для военнопленных. Сопровождали её те же полицаи.

И снова били…”

(Отрывок из газетной статьи, опубликованной в 1970 году)

В сентябре 1943 года Зое и ещё нескольким узникам удалось сбежать. Через месяц они смогли выйти на партизанский отряд им. Доватора и продолжить борьбу с захватчиками. Позже пришла радостная новость и родной маме в г.Иваново. Женщине сообщили, что дочка жива и с ней всё хорошо.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Зоя Первушина благополучно вернулась домой. Вскоре она вышла замуж, в семье родились двое детей.

“А как же увлечение спортом? Оно оказалось настолько сильным, так полно отвечало её натуре, что, несмотря на серьезное ранение, Зоя возобновила занятия гимнастикой. Эти занятия вернули её руке прежнюю силу и подвижность.

Зарубцевалась рана на руке, но горечь пережитого давала о себе знать. Ежедневно она видела тех, кто помнил её “погибшей”, кто спрашивал о том, как всё это случилось. И Зоя решила уехать в другой город…”

(Отрывок из газетной статьи)

Храбрая женщина вместе со своей семьёй переехала в Горловку, где долгие годы проработала учителем физкультуры. О ней продолжали писать в газетах, а домой приходили многочисленные письма от фронтовиков и простых граждан, которые восхищались её беспримерным подвигом.

Не стало Зои Сергеевны в 1981 году.

Зелёная книга