Настя в одночасье постарела лет на десять. Однако не жаловалась, никого ни о чем не просила, не искала чужой жалости. Оставалась приветливой, доброжелательной. Только все больше молчала, думая о чем-то своем, украдкой утирала слезы, которые часто текли сами собой…
Однажды, ближе к вечеру, Насте показалось, что хлопнула входная калитка. Она вышла и вскрикнула от неожиданности: во дворе стоял Гриша.
─ Сынок! ─ закричала мать и бросилась к мужчине. Но вдруг остановилась. Это был совсем другой человек, незнакомый.
─ Здравствуйте, Анастасия Ивановна, ─ сказал он, ─ я Василий. Друг Гриши.
─ Здравствуй, ─ тихо проговорила женщина, ─ проходи в дом.
Они проговорили всю ночь. Вспоминали Григория. Василий рассказывал, как служил вместе с Гришей, как дружил, как весело жили в общежитии. Настя внимала каждому слову, задавала вопросы, плакала, смеялась. Этот парень разбудил в ней столько воспоминаний. И что удивительно: во время разговора, ей казалось, что Гриша жив. Просто находится где-то далеко.
─ А ты сам откуда будешь? ─ спросила она Василия.
─ Детдомовский я. Так что толком не знаю откуда.
─ Что, и родственников нет?
─ Никого…
─ Тогда так, сынок, ─ твердо сказала Настя, ─ мой дом для тебя всегда открыт. Приезжай почаще. Договорились?
─ Договорились, Анастасия Ивановна, ─ обрадовался Василий, ─ будете моей мамой?
─ Да, если ты не против. Когда-то Гриша сказал, что ты ему ─ как брат…
С тех пор Василий стал регулярно наведываться к Насте. Отремонтировал дом, помогал по хозяйству. Когда женился, стал приезжать с женой Мариной. Та оказалась приветливой, доброжелательной. Очень пришлась по душе Анастасии Ивановне. А вскоре во дворе появилась коляска. Василий привез жену с ребенком на все лето.
И снова гудела деревня:
─ Везет же этой Насте. И за что ей такое счастье?
Прошли годы. Настя постепенно превратилась в старушку. Маленькую, согбенную.
─ Ну все, Ивановна, ─ пророчили соседки, ─ бросит тебя сынок названный. На кой ты ему сдалась? Старая, бесполезная.
Но их надежды не оправдались. Когда Ивановна слегла ─ уже не было сил двигаться, Василий уволился, переехал жить в деревню. Не мог оставить мать одну, а в город ехать она отказалась. Вот и перебралось все семейство названого сына в ее небольшой дом.
Василий пошел работать к местному фермеру, его жена ─ в школу. Так что досмотрели они Анастасию Ивановну до конца, как мать родную. И умерла она, уже слабо понимающая где находится, в окружении близких, родных людей, сказав на прощанье:
─ Сынок, Гришенька, оставайся с миром…