В Ростовской области семья взыскала моральный вред со школы, в которой девочку избивал одноклассник. Решающим доказательством в суде стали записи с камер видеонаблюдения, на которых малолетний агрессор орудовал палкой.
КТО ОТ НОВЕНЬКОГО?
— Во втором классе к нам перевели новенького мальчика, — рассказала мама девочки. — Родители периодически жаловались, что он нападает на детей. Мы слышали, что он занимается боевыми искусствами. А в декабре досталось и моей дочери.
В тот день учитель ненадолго вышла из класса. Таня (имя изменено, — прим. ред.) стояла рядом с подружкой, как вдруг на нее набросился новенький. Таня вступилась за девочку, и тогда драчун переключился на нее. В испуге она убежала и забилась под парту, но мальчишка достал ее и там. Когда учитель вернулась в класс Таня и девочка, за которую она заступилась, плакали.
— В тот день дочь забирал из школы дедушка — мой свекор. Когда я позвонила, она рассказала про побои и пожаловалась, что у нее болит голова.
Родительский чат гудел — от рук и ног хулигана пострадала не только Таня. Учительница обещала принять меры и просила не нагнетать обстановку.
— А какие меры будут приняты? — уточнила мама Тани.
— Родители мальчика уже поставлены в известность.
— Половина класса избита! И это все?!
— Я сделала все в рамках своих полномочий.
ПРЕДЛОЖИЛИ ЛЕЧЬ В БОЛЬНИЦУ
На следующее утро мать и отец избитой девочки пришли на прием к директору.
— Мы попросили ее вызвать в школу родителей мальчика, хотели поговорить с ними. Директор выслушала нас и попросила написать соответствующее заявление на ее имя.
Тем временем голова у Тани продолжала болеть. Ей постоянно приходилось пить анальгетики.
— Однажды мне позвонили из школы, сказали, что дочь плохо себя чувствует. Я забрала ее и отвезла в больницу. Невролог диагностировал сотрясение головного мозга. Предложил госпитализироваться. Но тогда в больнице был карантин по гриппу, и мы попросились в дневной стационар.
Тане назначили препараты и постельный режим.
— Я написала учителю, что дочь не сможет посещать школу из-за черепно-мозговой травмы. А поскольку директор бездействовала, сообщила о случившемся в подразделение по делам несовершеннолетних.
«ДОЧЬ НА УРОКИ КАК НА ВОЙНУ ОТПРАВЛЯЮ!»
Таня лечилась несколько недель и вернулась к урокам после новогодних каникул. За это время в класс приходили инспектор ПДН и психолог. Судя по родительскому чату, новенький продолжал хулиганить: переворачивал парты, срывал шторы, нападал на девочек и мальчиков. Одна мама писала, что ее сын вернулся из школы с синяками на руках.
— Дочь он тоже преследовал. Она жаловалась, что одноклассник может ее толкнуть, дать пинка…
Однажды девочка ждала маму во дворе, и драчун напал на нее с палкой.
— Хорошо, что дочь была в шапке и дутой куртке, которые смягчили удар.
После этого мама снова обратилась в ПДН. Попросила повлиять на директора и организовать встречу с родителями мальчика. Попутно писала жалобы в отдел образования.
— Как вы не понимаете, мальчик завтра придет в школу с электрошокером или с ножом, — пыталась достучаться дончанка до директора. — И ему ничего не будет — он не дорос до уголовной ответственности. А я дочь на уроки как на войну отправляю!
«НИКАКИХ ГАРАНТИЙ»
Наконец, руководитель учебного заведения устроила встречу.
— Я пришла на нее вместе с мужем, а мать мальчика — с адвокатом.
Отец Тани спросил: может ли женщина дать гарантию, что ее сын больше не тронет их дочь. На что мать хулигана ответила, что не собирается давать никаких гарантий. И впредь будет общаться с ними только через адвоката.
— Если ли бы она отнеслась по-человечески — пообещала повлиять на сына, принесла извинения — мы бы успокоились. Но она совершенно не шла нам навстречу. Тогда мы подали иск на школу.
В учебном заведении Таню начали прессинговать. Однажды учительница незаслуженно выругала ее перед всем классом. Девочка пришла домой в слезах.
— В родительском чате педагог то и дело писала, что не успевает работать из-за моих жалоб. А на очередном собрании заявила, что отказывается от нашего класса и будет вести другой. Мол, кто хочет, может уйти вместе с ней. Все — кроме нас.
«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС ДЛЯ СЕМЬИ»
Родители обратились к юристу, с его помощью подали на школу в суд и взыскали компенсацию морального вреда. В качестве доказательств представили записи с камер видеонаблюдения, на которых одноклассник напал на девочку с палкой.
По словам мамы, Таня год мучилась головными болями и если вовремя не выпивала анальгетик, у нее начинались приступы тошноты. У девочки сменился учитель, а у школы — директор.
— Многие школы стремятся решать конфликты внутри своих стен, что может быть как положительным, так и отрицательным подходом, — прокомментировала ростовский юрист Ольга Крупская. — С одной стороны, это может помочь сохранить репутацию учебного заведения и избежать лишнего общественного внимания. Это также может создать атмосферу доверия между учениками и администрацией, где учащиеся чувствуют, что их проблемы могут быть решены без вмешательства внешних органов. С другой стороны, такая политика может создать опасный прецедент: чувствуя безнаказанность, «хулиганы» осмелеют и начнут совершить новые правонарушения.
Родители, которые пытаются защитить своих детей и обратиться в полицию, часто сталкиваются с непониманием и осуждением, что усугубляет ситуацию и создает дополнительный стресс для всей семьи.
Семья, как потерпевшей стороны, так и виновника, может столкнуться с буллингом со стороны педагогического состава, а дети — с травлей со стороны одноклассников.
— Важно найти баланс между защитой прав учащихся и обеспечением безопасности в школе. Возможно, стоит рассмотреть внедрение программ по профилактике правонарушений и работе с агрессивным поведением, а также сотрудничество с органами опеки и правоохранительными структурами для решения подобных вопросов.
Источник: Комсомольская Правда