“Берём! Будет тебе, Надюша, подарок на 45-летие нашей свадьбы!”
Шубу эту Надежда так ни разу и не надела… Василий ворчал: “Ну что ты её бережёшь? Носи, а то ещё моль съест. Один ведь раз живём! Хоть королевой походишь, в молодости-то такой возможности не было…”
Но Надежде было жалко надевать роскошную вещь для рядового похода в магазин. А больше она никуда и не ходила…
– Ну что, Яшка, – вздохнув, произнесла женщина, – пошла я добывать тебе денег на мяско да на рыбку… Может, хоть тысяч пять кто за мои меха даст…
На небольшом рынке было малолюдно. Редкие покупатели останавливались у заинтересовавшего их товара, торговались или же сразу доставали кошельки и быстро покидали развал. Большинство из них подходили к столикам с книгами. Надежда, которая, стоя с самого краю, держала свою шубу в руках, стыдливо опускала глаза каждый раз, как кто-нибудь бросал на ней взгляд.
“Зря я с каракулем этим припёрлась сюда… Надо было Лермонтова брать”, – подумала она…
Внимание Надежды привлёк припарковавшийся поблизости автомобиль. Из него вышла молодая женщина, показавшая Надежде смутно знакомой. Пробежав мимо, женщина тоже поспешила к столикам с книгами…
“Да, просчиталась я, – снова с грустью подумала Надежда. – Останется, видно, сегодня мой Яшка голодным”.
Вздохнув, горе-торговка принялась сворачивать свою шубу и упаковывать её в пакет…
– Надежда Петровна! Это вы?!!
Женщина вздрогнула. На неё с изумлением и одновременно с радостью смотрела та самая дама из авто:
– Вы не узнали меня? Я Яна! Помните? Я у вас жила, когда папа после операции в больнице лежал. Его Василий Кондратьевич оперировал!
– Яночка! Точно! То-то я смотрю, знакомое, вроде, лицо! – изумилась Надежда. – Как ты здесь? Как папа?..
– Подождите, Надежда Петровна, сначала я, – перебила её Яна. – Я же вас искала! На квартиру вашу ездила, но там новые жильцы, а адреса вашего они не знают. Я и в больницу ходила, там тоже никто не смог мне помочь. Телефон дали, но номер не обслуживается… Что у вас случилось?..
Надежда Петровна вздохнула:
– Ой, Яна, долго рассказывать… Василий Кондратьевич умер, ты, наверное, уже знаешь… А одна я без него… Да что там говорить, тяжело мне без мужа…
Слёзы сами по себе потекли по щекам Надежды Петровны. Яна подскочила к ней, обняла, прижала к себе худенькое тело в стареньком заношенном пальто… Произнесла:
– Так, сворачивайте свою торговлю и поехали к нам. Возражения не принимаются! Папа будет очень рад вас видеть!
Улыбнувшись, пожилая женщина последовала за молодой к машине…
Этим вечером слёзы ещё не раз выступали на глазах Надежды Петровны… Плакала она, когда вспоминали с Леонидом и Яной покойного Василия, когда упомянула о непростых отношениях с сыном…
Яна же рассказала, что они с отцом переехали в город около года назад. У них был свой бизнес, который после переезда удалось расширить.
– Мы открыли несколько мебельных магазинов, есть своё небольшое производство. Квартиру купили. Я замужем, муж сейчас уехал с новым поставщиком контракт подписывать. Папа с нами живёт, – делилась Яна с Надеждой Петровной…
Время пролетело незаметно. Глянув на часы, женщина спохватилась:
– Да у меня ж там Яшка один сидит, голодный! А я так ничего и не купила ему!
Яна улыбнулась:
– Не переживайте, Надежда Петровна, не оставим мы умирать с голоду вашего подопечного. Сейчас заедем в магазин, и доставлю вас домой, как королеву!
Женщина засмущалась:
– Да что ты, Яночка, перестань. Я доберусь потихоньку…
Я посмотрела прямо Надежде Петровне в глаза:
– Хорошая моя, я не для того вас искала, чтобы так вот просто отпустить. Вы с Василием Петровичем сделали невозможное: вернули мне папу буквально с того света! И меня приняли, как родную дочь, заботились обо мне… Знаете, я рано осталась без мамы. И часто представляю, какой бы она была сейчас… Вы на неё очень похожи – своей добротой, бескорыстием… Я бы хотела стать вам дочерью, если вы не против, конечно. Только разрешите мне быть рядом и хоть немного скрасить вашу жизнь…
И Надежда Петровна, снова заплакала, уткнувшись в Янино плечо… Леонид стоял рядом, тоже украдкой вытирая слёзы.
Из квартиры Надежда Петровна вышла в своей каракулевой шубе. Яна настояла. Садясь в машину, женщина действительно чувствовала себя королевой.
“Вася, дорогой мой муж, твоё доброе сердце и сейчас помогает мне, – думала она. – Видишь, как оно в жизни-то бывает… Ты человеку помог, теперь и я не одинока… И подарок твой пригодился… Прав ты, родной: один раз живём…”
Источник: Рассказы