Мятая Поля

Фольклор только подтверждает – держать жену «в строгости» очень даже приветствовалось в крестьянской среде. «Жена не горшок – не расшибёшь», «Любить жену – держать грозу», «Жене спускать – добра не видать», «Люби жену как душу, тряси её как грушу» – и это не полный перечень поговорок, которые бытовали на Руси.

К властям или к церкви – за помощью в таких вопросах – обращались неохотно. Не приятно было на всеобщее обозрение выносить свои домашние дела. В этом смысле, Григорий Попов и его жалоба на зятя – проявление смелости. Не самый ординарный поступок. А вот с мятой Полей вышло иначе. Жаловаться-то она жаловалась, да никто не услышал.

За несколько лет до печального финала, была она выдана замуж за крестьянина из того же Ивановского, за Петра Салопина. Супруг сразу проявил вздорный нрав: практически каждый день вспыхивали ссоры. Могли они родиться на самом пустом месте, из-за обычных бытовых мелочей. Когда Поля побежала в отчий дом, просить заступничества у матери, Салопин разозлился ещё больше. С тех пор его жене запрещалось бывать у семьи, и даже весточки передавать он не позволял. А сам нисколько не изменился. Дела в его доме шли, как в народной песне:

Мой постылый муж

Да поднимается

За шёлкову плетку

Принимается…

Плетка свистнула

Кровь побрызнула…

Со временем Поля придумала хитрость, как сообщать родным о своём положении. Каждое утро она выходила из дома в платке, который завязывала особым образом. Если платок на голове был повязан низко, значит накануне снова шумел Салопин, снова поднимал руку. Если же платок располагался выше, то вечер прошел тихо. Но эти условные знаки вызывали у родных только вздохи. Жаль, конечно, девчонку. Да как вмешаешься? Ломоть отрезали, не пришьёшь обратно…

Продолжение >>Здесь