Куражился Салопин изрядно. Однажды даже прямо сказал жене – завтра придет конец. В тот раз Поля осмелела, сбегала к родным, рассказала обо всем. Вечером в избу Салопиных пришли ее отец и братья, потолковать обо всем. В тот раз обошлось.
Теперь несколько раз в неделю под окнами Поли дежурил кто-то из младших родственников. Стоял, слушал внимательно, что происходит. И услышал… Летом 1870 года Салопин исполнил свое обещание. Полю нашли утром.
В том же 1870 году состоялся суд. Крестьянина признали полностью виновным и отправили его на каторгу. Записывая эту историю, этнограф Серафим Шашков поражался – как же семья молодой женщины не вмешалась, тянула до последнего? Вероятно, на этот вопрос может ответить русская поговорка: «Сор из избы не выносить».
Таких, как Поля, в XIX столетии было немало. Только в кругах знати подобные вещи громко осуждали – там была возможность разойтись, привлечь внимание властей, добиться справедливости. Когда на князя Анатолия Демидова пожаловалась его жена, принцесса Бонапарт, император Николай I быстро решил вопрос: принудил князя платить супруге содержание, и не приближаться к ней больше.
Но в крестьянской среде ситуация с домашними деспотами была намного сложнее. Сказывались патриархальные традиции, да и не было у небогатых людей возможности поделить имущество и поставить два дома, вместо одного. Так что терпели, как Поля. Пока не становилось слишком поздно.
Автор: Ника Марш
Источники: С.Шашков “История женщины”, Н.Калачов «Архив историко-юридических сведений».